Пункт Содержание
1 Направление Экономика
2 Класс 8-11
3 Тип курса зачётный для всех классов
4 Преподаватели Воротникова Татьяна, Красков Вадим
5 Стажёры Личман Илья
6 Время проведения Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15
7 Цель курса Заинтересовать слушателей изучением экономики и предпринимательства
8 Задачи курса 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики и экономики фирмы;
2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы;
3) закрепить полученный материал с помощью тематических практикумов и настольных игр, посвященных той или иной экономической проблематике;
4) способствовать развитию стратегического мышления, навыков анализа ситуации и планирования своих действий;
5) применить теоретические знания на практике, проводить самостоятельные исследования;
6) дать практику работы в команде.
9 Особенности курса Теоретический материал закрепляется с помощью тематических настольных игр и проведения самостоятельного исследования
10 Формат проведения занятия (включая использование classroom) На занятиях, посвященных теоретическому материалу по экономике, часть времени отведена лекции, часть - решению задач, обсуждению прослушанного материала, дискуссиям, на некоторых занятиях - игровым практикумам.  На большинстве занятий в лекционную часть включаются исторические вставки, где иллюстрируется эволюция тех или иных экономических механизмов или институтов.
Игровые занятия посвящены, собственно, настольным играм. Учащиеся должны дать описание предполагаемой стратегии на игру. В ходе игры можно получить игровые бонусные баллы или возможности за правильные ответы на вопросы по теоретическому материалу предыдущего занятия.
В начале каждого занятия, начиная со второго, проводится миниконтрольная работа на 5-10 минут.
Курс планирует принять участие в Неделе самоуправления.
11 Целевая аудитория Курс ориентирован на всех, кто интересуется экономикой и предпринимательством, а также стратегическими настольными играми. 
12 Краткое описание курса Курс по экономике фирмы, где теоретический материал иллюстрируется с помощью тематических настольных игр
13 Количество слушателей от 10 до 20 человек
14 Отбор В случае необходимости отбор будет проведен по первому домашнему заданию
15 Формы контроля и
система отчётности
Оценка складывается из баллов за посещение занятий (5%), работу на занятиях (5%), выполнение миниконтрольных работ на каждом занятии (15%), домашние задания (40%), презентацию проекта (15%) и написание экзамена (20%). Предусмотрены бонусные баллы за отличные результаты игр. 
16 Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? Часть теоретических занятий могут быть при необходимости проведены онлайн в Zoom, игровые занятия требуют оффлайн формата.
20 Дополнительная информация о курсе Помимо работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих домашних заданий, в первом семестре школьники разбиваются на команды и проводят анализ существующей успешной коммерческой компании, анализируя ее бизнес-стратегию, целевую аудиторию, рынок сбыта и т.п. параметры. На последнем занятии первого семестра проходит презентация, во время которой команды показывают результаты своей работы, пытаясь ответить на вопросы о причинах успеха выбранной компании, а также предложив дальнейшие направления для ее развития.

Во втором семестре школьники анализируют производство или оказание услуг в какой-либо отрасли (изучают объем рынка и себестоимость товара/услуги, формируют маркетинговую стратегию фирмы в этой отрасли, составляют список налоговых платежей, оценивают риски фирмы), а затем на основе этого анализа разрабатывают правила и прототип настольной игры, посвященной деятельности таких компаний. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации получившихся игр и отвечают на вопросы других команд.

В обоих семестрах в этой работе помогают преподаватели и стажер, каждый из которых в течение семестра курирует одну или несколько команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие вопросы. 
Позанятийный план
№ занятия Дата (Пятница) Тематический блок План занятия
1 04.10.2024 Экономическая теория Рассказ о курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого тестирования для определения уровня знаний школьников.
Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.
Понятие миссии фирмы и факторы, важные для ее разработки. Отличие миссии от цели фирмы. Стратегия фирмы. Дискуссия об альтруизме и эгоизме в экономике. Функция предпринимателя по Йозефу Шумпетеру.

Историческая вставка:
иллюстрация изменения кривой производственных возможностей за счет развития технологий на примере повышения плодородности в сельском хозяйстве (эволюция систем орошения, севооборота, удобрений, появление новых видов растений, их генетическая модификация).
2 11.10.2024 Игровое занятие Игры:
-
Агрикола (2-5 команд) - семья развивает свой земельный участок, собирает урожай, разводит скот
-
Халлертау (2-4 команды) - выращивание хмеля в Баварии XIX века, двупольная система севооборота
3 18.10.2024 Экономическая теория Спрос, закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности, бюджетные ограничения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие.
Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности.

Историческая вставка:
рассказ о появлении и работе товарных бирж.
4 25.10.2024 Игровое занятие Игры:
-
Ост-Индская компания (2-4 команды) - налаживание поставок между Европой и Азией, контроль рыночных цен
-
Кланы Каледонии (2-4 команды) - Шотландия XIX века, где можно выращивать овец и коров, печь хлеб, открывать свои сыроварни и вискикурни, а также покупать и продавать хлопок, табак и сахар

Распределение учащихся по командам для работы над семестровым проектом, обсуждение сроков его подготовки. 
5 01.11.2024 Экономическая теория Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические издержки.
Виды издержек: постоянные и  переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность. Эффект масштаба.
Транспортные издержки, выстраивание системы логистики.

Историческая вставка:
соотношение транспортных издержек при использовании различных видов перевозки и последствия этого для международной торговли. Первая и вторая промышленные революции и их влияние на межконтинентальную торговлю.
6 08.11.2024 Игровое занятие Игры:
-
Brass Бирмингем (2-5 команд) - прокладка каналов и железных дорог, развитие фабрик, конкуренция и предпринимательство
-
Brass Ланкашир (2-4 команды) - прокладка каналов и железных дорог, развитие фабрик, конкуренция и предпринимательство
7 15.11.2024 Экономическая теория Введение в экономику отраслевых рынков. Парадигма "базовые условия - структура рынка - поведение - результат".
Субъекты отраслевого рынка, виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция), уровень концентрации рынка, дифференциация продукта, барьеры входа-выхода.
SWOT-анализ.

Историческая вставка:
примеры монополизации. Итальянские торговые республики и Ганзейский союз. Монополистические объединения (картели, синдикаты, тресты и т.д.) в XIX веке и борьба с ними.

Игра "Картельный сговор"
8 22.11.2024 Игровое занятие Игры:
-
Ганзейский союз (3-5 команд) - повышение престижа и влияния своих купцов в городах Ганзейского союза, контроль торговых путей
-
Steam. Железнодорожный магнат (2-5 команд) - перевозка товаров, увеличение своих транспортных мощностей, контроль железнодорожных путей
9 29.11.2024 Экономическая теория Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии.
Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка, уровня конкуренции на заданном рынке.
Каналы продаж: прямые продажи, сеть дистрибьюторов. Ценовая дискриминация.
Виды рекламы. Использование больших данных для таргетирования рекламы.

Историческая вставка:
третья и четвертые промышленные революции. Изменение мира с появлением цифровой экономики и потенциальные последствия использования искусственного интеллекта.
10 06.12.2024 Игровое занятие Финальные игры первого семестра:
-
Канбан Электро (2-4 команды) - симуляция производственной линии электромобилей: конвейер, инвестиции в дизайн и в инновации
-
Плотина (2-4 команды) - создание экономической системы гидроэлектростанций в жесткой конкурентной борьбе за ресурсы
11 13.12.2024 Проекты Презентации команд школьников с рассказом об успешных компаниях
12 20.12.2024 Экзамен Экзамен
13 27.12.2024 Пересдача Пересдача
  03.01.2025    
  10.01.2025    
14 17.01.2025 Пересдача Вторая пересдача (при необходимости)
  24.01.2025    
  31.01.2025    
15 07.02.2025 Экономическая теория Рынок труда, спрос на труд и предложение труда.
Законодательные ограничения взаимоотношений работник-работодатель согласно Трудовому кодексу РФ: прием на работу и увольнение сотрудников, социальные гарантии.
Различные системы оплаты труда, виды мотивации работников. Повышение производительности труда, специализация и механизация труда.
Индивидуальные предприниматели и самозанятые.

Историческая вставка:
история профсоюзного движения и формирование системы социальных гарантий.

Распределение учащихся по командам для работы над семестровым проектом, обсуждение сроков его подготовки. 
16 14.02.2025 Игровое занятие Игры:
-
Цолькин: календарь Майя (2-4 команды) - распределение рабочих между выращиванием маиса, добычей ресурсов, строительством зданий, развитием технологий и торговлей
-
Гранд-отель "Австрия" (2-4 команды) - наем персонала и развитие отеля: открытие новых номеров, ресторана и т.д.
  21.02.2025    
17 28.02.2025 Экономическая теория Государственное регулирование работы бизнеса. Выдача лицензий, налогообложение, меры по защите прав потребителей. Понятие институтов и трансакционных издержек.

Организационно-правовые формы предприятия. Структура налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов.

Историческая вставка:
эволюция систем принятия решений в разных странах. Исторические права и обязанности жителей: уплата налогов, военная служба, права собственности, возможность влиять на принятие решений. Влияние религиозных институтов. Связь между институтами, сложившимися в стране, и ее экономическими результатами. 
18 07.03.2025 Игровое занятие Игры:
-
Гегемония: Классовая борьба (2-4 команды) - ассиметричное взаимодействие рабочих, среднего класса, капиталистов и государства, где каждая из сил отстаивает свои интересы, но вынуждена искать общий компромисс
19 14.03.2025 Экономическая теория Макроэкономические риски для бизнеса.

Денежная система
, понятие ликвидности.
Банковская система. Денежный мультипликатор.
Понятие
инфляции, причины и формы инфляции.
Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных преимуществ. Протекционизм и свободная торговля. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его изменение.

Историческая вставка:
эволюция систем валютных расчетов. 
20 21.03.2025 Игровое занятие Игры:
-
Банковская игра (2-5 игроков) - развитие своей банковской сети, открытие филиалов, поиск более прибыльных банковских продуктов
21 28.03.2025 Экономическая теория Финансовые инструменты, виды ценных бумаг. Фондовая биржа.
Акционерные общества. Определение стоимости компании.

Игра "Биржа". 
22 04.04.2025 Игровое занятие Игры:
-
Джон Компани (2-6 команд) - игроки могут либо развивать свои торговые компании для торговли с Индией, либо вкладываться в компании других игроков, влияя своими действиями и сговорами на стоимость компаний и размер дивидендов
23 11.04.2025 Проекты Презентации команд школьников с рассказом о своих бизнес-проектах
24 18.04.2025 Игровое занятие Финальная игра курса:
выбирается по договоренности со школьниками
25 25.04.2025 Экзамен Экзамен
  02.05.2025    
  09.05.2025    
26 16.05.2025 Пересдача Пересдача (при необходимости)
  23.05.2025    
  30.05.2025    
  06.06.2025    
  13.06.2025    
  20.06.2025    
  27.06.2025    
Список используемой и рекомендованной литературы
1 Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы
2 Аникин А.В. История финансовых потрясений
3 Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса
4 Бернстайн У. Великолепный обмен: история мировой торговли
5 Бут Свини Л., Медоуз Д. Игры для развития системного мышления
6 Васильев Л.С. История Востока (в 2-х томах)
7 История мировой экономики, под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н.
8 Кембриджская экономическая история Европы, том 1 и том 2
9 Котлер Ф. Основы маркетинга. 
10 Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса
11 Максаковский В.П. Историческая география мира
12 Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география, в 2-х книгах
13 Махов В. Счастливый клевер человечества: Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства
14 Медема С. Великая экономика. От Ксенофонта до криптовалюты. 250 основных вех в истории экономики
15 Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг.
16 Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса, под ред. С.И. Иванова
17 Ронкалья А. Богатство идей: История экономической мысли
18 Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа
19 Гражданский кодекс РФ  
20 Налоговый кодекс РФ  
21 Трудовой кодекс РФ  
22 http://www.worldbank.org/  
23 http://www.gks.ru/  
24 http://www.cbr.ru/