№ | Пункт | Содержание | |
1 | Направление | Экономика | |
2 | Класс | 8-11 | |
3 | Тип курса | зачётный для всех классов | |
4 | Преподаватели | Воротникова Татьяна, Красков Вадим | |
5 | Стажёры | Личман Илья | |
6 | Время проведения | Пятница (2 пары) 17:20 - 20:15 | |
7 | Цель курса | Заинтересовать слушателей изучением экономики и предпринимательства | |
8 | Задачи курса | 1) познакомить слушателей с базовыми понятиями микроэкономики и
экономики фирмы; 2) рассказать о различных аспектах работы коммерческой фирмы; 3) закрепить полученный материал с помощью тематических практикумов и настольных игр, посвященных той или иной экономической проблематике; 4) способствовать развитию стратегического мышления, навыков анализа ситуации и планирования своих действий; 5) применить теоретические знания на практике, проводить самостоятельные исследования; 6) дать практику работы в команде. |
|
9 | Особенности курса | Теоретический материал закрепляется с помощью тематических настольных игр и проведения самостоятельного исследования | |
10 | Формат проведения занятия (включая использование classroom) | На занятиях, посвященных теоретическому материалу по экономике,
часть времени отведена лекции, часть - решению задач, обсуждению
прослушанного материала, дискуссиям, на некоторых занятиях - игровым
практикумам. На большинстве занятий в
лекционную часть включаются исторические вставки, где иллюстрируется эволюция
тех или иных экономических механизмов или институтов. Игровые занятия посвящены, собственно, настольным играм. Учащиеся должны дать описание предполагаемой стратегии на игру. В ходе игры можно получить игровые бонусные баллы или возможности за правильные ответы на вопросы по теоретическому материалу предыдущего занятия. В начале каждого занятия, начиная со второго, проводится миниконтрольная работа на 5-10 минут. Курс планирует принять участие в Неделе самоуправления. |
|
11 | Целевая аудитория | Курс ориентирован на всех, кто интересуется экономикой и предпринимательством, а также стратегическими настольными играми. | |
12 | Краткое описание курса | Курс по экономике фирмы, где теоретический материал иллюстрируется с помощью тематических настольных игр | |
13 | Количество слушателей | от 10 до 20 человек | |
14 | Отбор | В случае необходимости отбор будет проведен по первому домашнему заданию | |
15 | Формы контроля и система отчётности |
Оценка складывается из баллов за посещение занятий (5%), работу на занятиях (5%), выполнение миниконтрольных работ на каждом занятии (15%), домашние задания (40%), презентацию проекта (15%) и написание экзамена (20%). Предусмотрены бонусные баллы за отличные результаты игр. | |
16 | Формат курса: онлайн/оффлайн/гибрид. В случае онлайн, какие платформы используются? | Часть теоретических занятий могут быть при необходимости проведены онлайн в Zoom, игровые занятия требуют оффлайн формата. | |
20 | Дополнительная информация о курсе | Помимо работы непосредственно на занятиях и выполнения текущих
домашних заданий, в первом семестре школьники разбиваются на команды и
проводят анализ существующей успешной коммерческой компании, анализируя ее
бизнес-стратегию, целевую аудиторию, рынок сбыта и т.п. параметры. На
последнем занятии первого семестра проходит презентация, во время которой
команды показывают результаты своей работы, пытаясь ответить на вопросы о
причинах успеха выбранной компании, а также предложив дальнейшие направления
для ее развития. Во втором семестре школьники анализируют производство или оказание услуг в какой-либо отрасли (изучают объем рынка и себестоимость товара/услуги, формируют маркетинговую стратегию фирмы в этой отрасли, составляют список налоговых платежей, оценивают риски фирмы), а затем на основе этого анализа разрабатывают правила и прототип настольной игры, посвященной деятельности таких компаний. На предпоследнем занятии школьники проводят презентации получившихся игр и отвечают на вопросы других команд. В обоих семестрах в этой работе помогают преподаватели и стажер, каждый из которых в течение семестра курирует одну или несколько команд, проверяет, что сделано на данный момент, и отвечает на возникающие вопросы. |
|
Позанятийный план | |||
№ занятия | Дата (Пятница) | Тематический блок | План занятия |
1 | 04.10.2024 | Экономическая теория | Рассказ о
курсе, знакомство со слушателями. Проведение небольшого тестирования для
определения уровня знаний школьников. Базовые понятия экономической науки: безграничность потребностей и ограниченность выбора, альтернативные издержки и кривая производственных возможностей. Понятие миссии фирмы и факторы, важные для ее разработки. Отличие миссии от цели фирмы. Стратегия фирмы. Дискуссия об альтруизме и эгоизме в экономике. Функция предпринимателя по Йозефу Шумпетеру. Историческая вставка: иллюстрация изменения кривой производственных возможностей за счет развития технологий на примере повышения плодородности в сельском хозяйстве (эволюция систем орошения, севооборота, удобрений, появление новых видов растений, их генетическая модификация). |
2 | 11.10.2024 | Игровое занятие | Игры: - Агрикола (2-5 команд) - семья развивает свой земельный участок, собирает урожай, разводит скот - Халлертау (2-4 команды) - выращивание хмеля в Баварии XIX века, двупольная система севооборота |
3 | 18.10.2024 | Экономическая теория | Спрос,
закон спроса. Понятие убывающей предельной полезности, бюджетные ограничения.
Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, закон предложения. Рыночное
равновесие. Понятие эластичности спроса и предложения, виды эластичности. Историческая вставка: рассказ о появлении и работе товарных бирж. |
4 | 25.10.2024 | Игровое занятие | Игры: - Ост-Индская компания (2-4 команды) - налаживание поставок между Европой и Азией, контроль рыночных цен - Кланы Каледонии (2-4 команды) - Шотландия XIX века, где можно выращивать овец и коров, печь хлеб, открывать свои сыроварни и вискикурни, а также покупать и продавать хлопок, табак и сахар Распределение учащихся по командам для работы над семестровым проектом, обсуждение сроков его подготовки. |
5 | 01.11.2024 | Экономическая теория | Экономика фирмы. Производство. Бухгалтерские и экономические издержки.
Виды издержек: постоянные и переменные, средние и предельные. Доход и прибыль, рентабельность. Эффект масштаба. Транспортные издержки, выстраивание системы логистики. Историческая вставка: соотношение транспортных издержек при использовании различных видов перевозки и последствия этого для международной торговли. Первая и вторая промышленные революции и их влияние на межконтинентальную торговлю. |
6 | 08.11.2024 | Игровое занятие | Игры: - Brass Бирмингем (2-5 команд) - прокладка каналов и железных дорог, развитие фабрик, конкуренция и предпринимательство - Brass Ланкашир (2-4 команды) - прокладка каналов и железных дорог, развитие фабрик, конкуренция и предпринимательство |
7 | 15.11.2024 | Экономическая теория | Введение в экономику отраслевых рынков. Парадигма
"базовые условия - структура рынка - поведение - результат". Субъекты отраслевого рынка, виды рыночных структур (совершенная конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция), уровень концентрации рынка, дифференциация продукта, барьеры входа-выхода. SWOT-анализ. Историческая вставка: примеры монополизации. Итальянские торговые республики и Ганзейский союз. Монополистические объединения (картели, синдикаты, тресты и т.д.) в XIX веке и борьба с ними. Игра "Картельный сговор" |
8 | 22.11.2024 | Игровое занятие | Игры: - Ганзейский союз (3-5 команд) - повышение престижа и влияния своих купцов в городах Ганзейского союза, контроль торговых путей - Steam. Железнодорожный магнат (2-5 команд) - перевозка товаров, увеличение своих транспортных мощностей, контроль железнодорожных путей |
9 | 29.11.2024 | Экономическая теория | Понятие и задачи маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии. Разработка товара, определение целевой аудитории, оценка объема рынка, уровня конкуренции на заданном рынке. Каналы продаж: прямые продажи, сеть дистрибьюторов. Ценовая дискриминация. Виды рекламы. Использование больших данных для таргетирования рекламы. Историческая вставка: третья и четвертые промышленные революции. Изменение мира с появлением цифровой экономики и потенциальные последствия использования искусственного интеллекта. |
10 | 06.12.2024 | Игровое занятие | Финальные игры первого семестра: - Канбан Электро (2-4 команды) - симуляция производственной линии электромобилей: конвейер, инвестиции в дизайн и в инновации - Плотина (2-4 команды) - создание экономической системы гидроэлектростанций в жесткой конкурентной борьбе за ресурсы |
11 | 13.12.2024 | Проекты | Презентации команд школьников с рассказом об успешных компаниях |
12 | 20.12.2024 | Экзамен | Экзамен |
13 | 27.12.2024 | Пересдача | Пересдача |
03.01.2025 | |||
10.01.2025 | |||
14 | 17.01.2025 | Пересдача | Вторая пересдача (при необходимости) |
24.01.2025 | |||
31.01.2025 | |||
15 | 07.02.2025 | Экономическая теория | Рынок труда, спрос на труд и предложение труда. Законодательные ограничения взаимоотношений работник-работодатель согласно Трудовому кодексу РФ: прием на работу и увольнение сотрудников, социальные гарантии. Различные системы оплаты труда, виды мотивации работников. Повышение производительности труда, специализация и механизация труда. Индивидуальные предприниматели и самозанятые. Историческая вставка: история профсоюзного движения и формирование системы социальных гарантий. Распределение учащихся по командам для работы над семестровым проектом, обсуждение сроков его подготовки. |
16 | 14.02.2025 | Игровое занятие | Игры: - Цолькин: календарь Майя (2-4 команды) - распределение рабочих между выращиванием маиса, добычей ресурсов, строительством зданий, развитием технологий и торговлей - Гранд-отель "Австрия" (2-4 команды) - наем персонала и развитие отеля: открытие новых номеров, ресторана и т.д. |
21.02.2025 | |||
17 | 28.02.2025 | Экономическая теория | Государственное регулирование работы бизнеса. Выдача лицензий, налогообложение, меры по
защите прав потребителей. Понятие институтов и трансакционных издержек. Организационно-правовые формы предприятия. Структура налогообложения коммерческих фирм в России, виды налогов. Историческая вставка: эволюция систем принятия решений в разных странах. Исторические права и обязанности жителей: уплата налогов, военная служба, права собственности, возможность влиять на принятие решений. Влияние религиозных институтов. Связь между институтами, сложившимися в стране, и ее экономическими результатами. |
18 | 07.03.2025 | Игровое занятие | Игры: - Гегемония: Классовая борьба (2-4 команды) - ассиметричное взаимодействие рабочих, среднего класса, капиталистов и государства, где каждая из сил отстаивает свои интересы, но вынуждена искать общий компромисс |
19 | 14.03.2025 | Экономическая теория | Макроэкономические риски для
бизнеса. Денежная система, понятие ликвидности. Банковская система. Денежный мультипликатор. Понятие инфляции, причины и формы инфляции. Международная торговля, теория абсолютных и сравнительных преимуществ. Протекционизм и свободная торговля. Валютный рынок, валютный курс и факторы, влияющие на его изменение. Историческая вставка: эволюция систем валютных расчетов. |
20 | 21.03.2025 | Игровое занятие | Игры: - Банковская игра (2-5 игроков) - развитие своей банковской сети, открытие филиалов, поиск более прибыльных банковских продуктов |
21 | 28.03.2025 | Экономическая теория | Финансовые инструменты, виды ценных бумаг. Фондовая биржа. Акционерные общества. Определение стоимости компании. Игра "Биржа". |
22 | 04.04.2025 | Игровое занятие | Игры: - Джон Компани (2-6 команд) - игроки могут либо развивать свои торговые компании для торговли с Индией, либо вкладываться в компании других игроков, влияя своими действиями и сговорами на стоимость компаний и размер дивидендов |
23 | 11.04.2025 | Проекты | Презентации команд школьников с рассказом о своих бизнес-проектах |
24 | 18.04.2025 | Игровое занятие | Финальная игра курса: выбирается по договоренности со школьниками |
25 | 25.04.2025 | Экзамен | Экзамен |
02.05.2025 | |||
09.05.2025 | |||
26 | 16.05.2025 | Пересдача | Пересдача (при необходимости) |
23.05.2025 | |||
30.05.2025 | |||
06.06.2025 | |||
13.06.2025 | |||
20.06.2025 | |||
27.06.2025 | |||
Список используемой и рекомендованной литературы | |||
1 | Автономов В.С. Введение в экономику. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы | ||
2 | Аникин А.В. История финансовых потрясений | ||
3 | Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса | ||
4 | Бернстайн У. Великолепный обмен: история мировой торговли | ||
5 | Бут Свини Л., Медоуз Д. Игры для развития системного мышления | ||
6 | Васильев Л.С. История Востока (в 2-х томах) | ||
7 | История мировой экономики, под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н. | ||
8 | Кембриджская экономическая история Европы, том 1 и том 2 | ||
9 | Котлер Ф. Основы маркетинга. | ||
10 | Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний: учебник для 10 и 11 класса | ||
11 | Максаковский В.П. Историческая география мира | ||
12 | Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география, в 2-х книгах | ||
13 | Махов В. Счастливый клевер человечества: Всеобщая история открытий, технологий, конкуренции и богатства | ||
14 | Медема С. Великая экономика. От Ксенофонта до криптовалюты. 250 основных вех в истории экономики | ||
15 | Мэддисон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. | ||
16 | Основы экономической теории: учебник для 10-11 класса, под ред. С.И. Иванова | ||
17 | Ронкалья А. Богатство идей: История экономической мысли | ||
18 | Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа | ||
19 | Гражданский кодекс РФ | ||
20 | Налоговый кодекс РФ | ||
21 | Трудовой кодекс РФ | ||
22 | http://www.worldbank.org/ | ||
23 | http://www.gks.ru/ | ||
24 | http://www.cbr.ru/ |